|
|
|
Ю.М. Лотман дал такое
определение с точки зрения современного исследователя:
"Дуэль ( поединок )
- происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью
восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного
оскорблением. Таким образом, роль дуэли — социально знаковая.
Дуэль
представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не
может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе
этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества.
Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль
теряла смысл, превращалась в ритуализированное убийство». Что же это было за понятие такое —
«честь»? В общих чертах мы, конечно, можем себе представить, что это такое.
Однако не будем забывать, что человеческие понятия меняются вместе с
человеческой историей. Нас же интересует, что входило в понятие чести в
пушкинские времена. Вот как видит это современник и друг поэта Владимир
Даль. Как человек по преимуществу ученый, он разлагает его на многие
составные части. Одна из них наиболее подходит для нашего изложения
событий пушкинской жизни: «Условное, светское, житейское благородство.
Нередко ложное, мнимое». В отличие от подлинной чести, которая состоит
из «внутреннего нравственного достоинства человека, доблести, честности,
благородства души и чистой совести», это своего рода предрассудок.
Однако предрассудок этот играл величайшую роль в интересующее нас время. Об этой стороне человеческого достоинства были сложены в те времена
поговорки: «за честь голова гинет», «честь головою сберегают», «чести
дворянин не покинет, хоть головушка погинет». Убеждения своего времени, достоинства и предрассудки его Пушкин разделял
в полной мере. В том кроется одна из главных причин большинства его
дуэльных историй. Но не только в том. Играли свою роль особенности
личного характера, необузданный темперамент африканской крови,
недостатки воспитания, особо усилившиеся в годы его пребывания в Лицее.
Современники отмечают, что большинство свободных часов проводил он в
военных казармах, где эти самые ложные понятия о чести были едва ли не
единственным смыслом и украшением гусарского быта. Заметим, однако, что
вместе с развитием личности у Пушкина меняется и отношение к дуэлям.
Пусть это ослабит наше впечатление от некоторых ранних дуэлей его,
выглядящих сегодня не совсем осмысленными. Были и другие причины, которые кажутся совершенно необъяснимыми, если не
знать некоторых житейских обстоятельств, сопровождавших его всю жизнь и
весьма похожих на странности. Вот одна история, которая вполне могла кончиться дуэлью. Герои ее —
Пушкин и Андрей Муравьев. Только благодаря благоразумию и хладнокровию
последнего дело до этого не дошло. Андрей Николаевич Муравьев был третьеразрядный поэт и писатель,
специализировавшийся на книгах духовного содержания. Пушкин, всегда
щедрый на похвалы (щедрость такая — всегда признак подлинно талантливого
человека), одобрительно отзывался о его поэтических опытах. И вообще
относился к нему дружески. Только дружба его с Андреем Муравьевым носила
один странный отпечаток. Однажды с этим Андреем Муравьевым произошла вот какого рода
неприятность. Был он в гостях в великолепном доме князей Белосельских. «...тут однажды по моей неловкости, — пишет он, — случилось мне сломать
руку колоссальной гипсовой статуи Аполлона, которая украшала театральную
залу. Это навлекло мне злую эпиграмму Пушкина, который, не разобрав
стихов, сейчас же написанных мною в свое оправдание на пьедестале статуи, думал прочесть в них, что я называю себя соперником
Аполлона. Но эпиграмма дошла до меня поздно, когда я был уже в деревне». Муравьев тогда, чтобы хоть с какой-то честью выйти из неловкого
положения, написал на пьедестале довольно неуклюжий экспромт: О, Аполлон! Поклонник твой Хотел помериться с тобой, Но оступился и
упал, Ты горделиво наказал: Хотел пожертвовать рукой, Чтобы остался он с
ногой. При этом присутствовал Пушкин. И сам случай, и стихи Муравьева «тянули
на эпиграмму». А таких возможностей Пушкин не упускал. Эпиграмма его
прозвучала так: Лук звенит, стрела трепещет И, клубясь, издох Пифон; И твой лик победой
блещет, Бельведерский Аполлон! Кто ж вступился за Пифона, Кто разбил
твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан. Эпиграмма была достаточно оскорбительной. Муравьев чем-то ответил на
нее. Перестрелка эпиграммами завязалась. Пушкин сочинил еще одну, в
которой, по справедливости, больше грубого вызова, чем остроумия. Пушкин
тут явно перегибал: Не всех беснующих свиней Бог истребил в
Тивериаде: И из утопленных свиней Одна осталась в Петрограде.
след. страница>>>>
1
2
3
4
5
|
|
|
|
|
|
ЛИЕН
Лицей - Интернат Естественных
Наук при Саратовском Государственном Аграрном Университете имени Николая
Ивановича Вавилова
Саратов
|
|
|
|